26 апреля 2013 г.

ВЫ ЧЛЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА...

Что такое потребительское общество?


Выясним сначала, какие организационно-правовые формы предприятий и организаций предусмотрены российским законодательством.




В соответствии с Гражданским кодексом РФ все организации в РФ подразделяются на две группы- коммерческие и некоммерческие.
Первые ставят своей целью извлечение прибыли от осуществляемой ими деятельности (производства, продажи, оказания услуг и др.)
Вторые предоставляют социальные услуги, содействуют развитию образования, науки, культуры, оказывают благотворительность и т.д., то есть ставят перед собой общественно полезные цели.

Коммерческие и некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах.
Коммерческие организации могут создаваться в формах акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др. Отличительной особенностью этих организационно-правовых форм является то, что их учредителям (создателям) необходимо формировать уставный капитал, в размере не ниже 100-кратного минимального размера оплаты труда, что составляет на настоящее время 10 тысяч рублей.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут быть следующие:

  •     общественная организация, орган общественной самодеятельности;
  •    некоммерческое партнерство, учреждение;
  •    религиозная организация;
  •    потребительский кооператив, потребительское общество, союз потребительских обществ;
  •    иные в соответствии с законом.

Предпринимательской деятельностью некоммерческая организация вправе заниматься только в том случае, если эта деятельность соответствует целям, для достижения которых создана организация, и осуществляется ради достижения этих целей.
Уставом некоммерческой организации может быть установлено, что она вообще не может осуществлять предпринимательскую деятельность

Теперь остановимся собственно на таких организационно-правовых формах предприятий, как потребительский кооператив, потребительское общество, союз потребительских обществ.

Согласно ст.116 Гражданского кодекса РФ потребительский кооператив - это юридическое лицо, основанное на добровольном объединении граждан и (или) юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Потребительский кооператив признается некоммерческой организацией.

Потребительские кооперативы по видам (целям своей деятельности) также многообразны.

Теперь вплотную подойдём к таким видам потребительских кооперативов, как потребительское общество и союз потребительских обществ.


Их деятельность регулируется на основе Федерального Закона от 11 июля 1997г. №97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации"", который фактически устанавливает полностью новую редакцию этого закона, изменяя даже название этого закона, а именно, теперь он называется "Закон Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее по тексту- "Закон").

Законом определено, что потребительское общество- это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов

Союз потребительских обществ- добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ, союзы могут быть районными, областными, краевыми, республиканскими и центральным союзом потребительских обществ.


Потребительские общества (потребительские кооперативы, вообще) отличаются демократичностью их управления.

Высшим органом управления обществом является общее собрание членов-пайщиков, затем идут подотчётные ему органы: совет обществ а во главе с председателем- представительный орган, правление- исполнительный орган и контрольно-ревизионная комиссия- контрольный орган.

Голосование пайщиков на общем собрании производится по принципу "Один пайщик-один голос", вне зависимости, например, от суммы паевого взноса, уплаченного им. Законом также установлены и иные нормы, защищающие права пайщиков потребительского общества.

Высшая степень демократичности управления, некоммерческий характер деятельности потребительского общества, гарантия, хотя бы формальная, государственной поддержки,- все эти отличительные особенности потребительского общества представляет особую ценность при проведении агитации среди населения по вступлению в члены-пайщики, ибо, особенно у пожилых людей, пенсионеров, лиц социально незащищённых это находит явную поддержку, ассоциируется с временами, когда все торговые организации были государственными, а спекуляция (и, вообще, предпринимательство) были деяниями уголовно наказуемыми.

При всех преимуществах и популярности, преобладание лиц пожилого возраста среди населения, низком уровне достатка, данная организационно-правовоя форма применяется крайне редко (спросите у себя, как далеко от Вас находится ближайший потребительский кооператив?).

В современном же капиталистическом мире потребительская кооперация достигла немалых высот, имея в настоящее время заметный удельный вес в национальном хозяйстве многих стран.

Так, например, в Великобритании к середине 80-х г одов XX в. потребительская кооперация занимала 8% в общем розничном товарообороте и 18%- в торговле продуктами питания. Норвежский кооперативный союз имеет в национальном товарообороте долю в 11%, а шведские потребительские кооперативы - 20%. Потребительские кооперативы Швейцарии имеют 1,1 млн. членов (при населении на конец 1983 г. 6,4 млн. человек), а их услугами пользуются до 90% (!) населения страны" ( данные взяты из: Крашенинников А. И., "Кооперация в современном мире", М., Экономика, 1987).

Основоположники научного коммунизма оценивали коллективную (т.е. кооперативную) собственность как "брешь" в системе капиталистических отношений, как "переходную форму" от капитализма к социализму а потребительскую кооперацию как прообраз социалистической организации общества.

Невольно задаешься вопросом: кто же строил 70 лет (и какой ценой!) социализм: Россия или, например, Швейцария?

На сегодня, все!! Об остальном завтра!! Если Вы стали членом Потребительского сообщества РУБЛИК - ВАМ НАДО ЗНАТЬ ПРО ЭТО ВСЕ!!!

РЕГИСТРАЦИЯ В РУБЛИК!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий